Защитные и герметизирующие смазки.
Бойченко В.И., Дзецкер Н.Н. Контактные соединения токоведущих шин. – Л.: Энергия, 1978. – 144с., ил.
Защита контактных поверхностей от атмосферной коррозии жировыми смазками наиболее широко распространена в электромонтажной практике благодаря доступности и простоте выполнения. С этой целью применяют, кроме смазки, также пасты и компаунды.
Смазки, пасты и компаунды в применении к контактным соединениям должны удовлетворять следующим техническим требованиям:
а) иметь хорошую адгезию и способность наноситься на
поверхность тонким слоем;
б) обладать эластичностью и не растрескиваться от колебания температуры в диапазоне от -60 до +150°С;
в) иметь высокую температуру каплепадения: в пределах 120 - 150°С;
г) обладать химической стабильностью;
д) быть влагонепроницаемыми и стойкими к воздействиям кислот и щелочей.
Наиболее широкое применение для защиты разборных контактов шин находят смазки и пасты, описываемые ниже.
Технический вазелин представляет собой углеводородистую низкоплавкую смазку от светло- до темно-коричневого цвета с температурой каплепадения 54°С и более, с кислотным числом 0,28. Свободная щелочь отсутствует. Вазелин обладает повышенной нейтральностью по отношению к окисной пленке алюминия.
Смазка ЦИАТИМ-221 является универсальной, тугоплавкой, влагостойкой, морозоустойчивой, активизированной, без механических примесей и окислов, светло- или темно-желтого цвета с температурой каплепадения не ниже 170° С, с содержанием свободной щелочи для растворения окисной пленки алюминия. Смазка обладает повышенной химической стабильностью и по своим свойствам более других смазок пригодна для применения в контактных соединениях. Однако вследствие заметного загущения и высокой температуры каплепадения эта смазка плохо наносится (размазывается) на поверхность контакта без нагрева, что является неудобством применения. Собранные контакты со смазкой ЦИАТИМ-221 имеют переходное сопротивление в холодном состоянии на 15—20% выше, чем со смазкой техническим вазелином, что надо учитывать при испытании контактов.
Смазка АМС-1 отличается повышенной влагостойкостью, длительно сохраняет свои свойства, не содержит свободной щелочи, кислот и других примесей. Смазка используется для защиты наружных металлических поверхностей деталей, она рекомендована для смазки нарезной части болтов в открытых распределительных устройствах.
Цинково-вазелиновая и кварцево-вазелиновая пасты представляют собой смеси технического вазелина (50%) с порошком цинка или кварцевого песка (50%). Пасты обладают способностью разрушать окисную пленку при сжатии контакта.
В настоящее время для контактной пары с алюминием имеется тенденция применения паст, обладающих химической активностью по отношению к окисной пленке Аl2О3, что должно вызывать растворение ее, не затрагивая при этом алюминий. Таким свойством обладает, например, компаунд Alkoa. По имеющимся сведениям, алюминиевые контакты, работающие со смазкой Alkoa, приближаются по стабильности к посеребренным контактам.
Герметизация контактных соединений заключается в покрытии поверхностей лаками и красками. Этим достигается дополнительная изоляция внутренних зон контакта от действия атмосферы.
Для контактных соединений, монтируемых в закрытых помещениях, с успехом применяется глифталиевый электроизоляционный лак № 1154.
Более стойкими покрытиями в химически агрессивной среде являются: глифталиевая эмаль ФСХ-26 по грунтовке ВЛ-08, полихлорвиниловая эмаль ПХВ-26 по грунтовке № 138, эпоксидная шпаклевка Э-4021, наносимая без предварительной грунтовки поверхности.
Окрашиваемую поверхность предварительно зачищают, обезжиривают и в необходимых случаях грунтуют. Лак, сурик, эмали и эпоксидную шпаклевку наносят на поверхность в два-три слоя мягкой кистью при температуре воздуха не ниже + 5°С, давая каждому слою предварительно просохнуть. Если покрытия производят при температуре ниже + 5°С, в этом случае места окраски предварительно прогревают пламенем паяльной лампы или пропано-кислородной горелки.
Длительность естественной сушки при температуре 18—23°С каждого слоя покрытия составляет: грунта ВЛ-08 — 15 мин, грунта № 138 — 24 ч, эмали ФСХ-26 — 24 ч, эмали ПХВ-26 — 1 ч, эпоксидной шпаклевки — 1,5—2 ч, лака № 1154 — 24 ч.
Швы сварных соединений шин предварительно с помощью проволочной щетки очищают от остатков флюса и
шлаков, затем протирают бензином. В открытых распределительных устройствах и установках с химически активной средой после очистки и протирки сварные швы покрывают одной из упомянутых выше смазок.
|